Будущее фармации и роль фармацевтического работника в системе здравоохранения

Однажды в жизни человека наступает такой момент, когда нужно принять очень важное решение для себя — человек задается вопросом: какова же будет моя будущая профессия? Кто-то над этим размышляет очень долго, кто-то же наоборот делает свой вы-бор внезапно, так люди и становятся кто-то дизайнером, кто-то кондитером, кто-то даже космонавтом, а многие выбирают профессию Провизора или Фармацевта! Какова же роль фармацевтического работника?

Провизоры В конце прошлого века существующая в нашей стране система здравоохранения необосно-ванно свела роль фармацевтического работника к банальному продавцу лекарств, ограни-чив его лишь первичной консультацией больного, отпуском лекарств и пробиванием чека.

Вместе с тем, зарубежный опыт показал, что полноценная забота о пациенте невоз-можна при отсутствии сплочённости и налаженного взаимодействия в цепочке «врач-фармработник-пациент».

Развитие такого рода отношений оказалось возможным в рамках такой дисциплины как «клиническая фармация».

Клиническая фармация – это наше будущее, это научно-практическое направление, в рамках которого провизоры, основываясь на знаниях клинических симптомов болезней, владея общими принципами интерпретации результатов исследования больного, направле-ниями и принципами лекарственной терапии и будучи основным источником информации о безопасности, эффективности и экономических аспектах применения лекарственных средств, способствуют повышению качества профилактических и лечебных мероприятий. Во многих странах провизор, всё чаще взаимодействуя с врачом, принимает более активное участие в лечебном процессе, беря на себя частицу ответственности за качество и оптималь-ные результаты терапии.

Структура Клиническая фармация – это будущее еще и потому, что она несёт в себе филосо-фию фармацевтической помощи – инновационного подхода, заключающегося в постоянном высококвалифицированном консультировании пациентов и врачей по вопросам рациональ-ного применения препаратов, условий их правильного хранения, выбора лекарственных форм, стоимости курса терапии.

Сегодня «Фармацевтический работник» в России — специалист высшей или средней категории, это выпускники академий, вузов и колледжей. Какая ответственность у наших фармспециалисточ… Ведь чтобы давать советы нужно как минимум иметь хорошие знания всех препаратов их действие, возможные побочные эффекты, противопоказаний. Нужно уметь не только правильно и квалифицированно подобрать замену и дозу, и при необходи-мости выслушать человека. Багаж знаний по фармакологии (здесь же и клиническая фармакология) и фармако-терапии, фармакогнозии, фармацевтической химии и технологии лекарственных форм, ме-дицинской этике и психологии должен быть на высоком уровне, что уж говорить уровень знаний фармацевтического работника в области лекарственных препаратов намного выше, чем у любого врача. Ко всему прочему на фармацевтическом рынке постоянно появляются новые лекарства и препараты, появляются новые технологии лечения и диагностики заболе-ваний, во всем этом изменчивом фармацевтическом мире крайне важно провизору и/или фармацевту владеть свежей и актуальной информацией, постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Интересный опыт: в 1997 г. в Канаде на совещании «Подготовка будущих фармацев-тов: разработка учебных программ» приняты современные требования к специалисту – «фармацевт 7 звездочек» – работник системы здравоохранения, член команды; способен принимать ответственные решения; специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом; готов к лидерству в интересах общества; руководитель, способный управлять ресурсами и информацией; готов учиться всю жизнь; наставник, участвующий в подготовке молодых провизоров.

Такой опыт был бы интересен и в нашей отечественной фармации. Потому что от профессиональных знаний и коммуникативных навыков фармацевтического работника за-висит не только товарооборот аптеки, в первую очередь в отношении безрецептурных ЛС, но и здоровье пациента. Работник первого стола, хорошо ориентирующийся в фармаколо-гических и потребительских свойствах товаров аптечного ассортимента, способен помочь посетителю повысить эффективность и безопасность комплексных мероприятий по уходу за здоровьем. Фармацевтическое консультирование снижает количество побочных эффектов, уменьшает количество используемых ЛС и улучшает приверженность пациента терапии.

Таким образом, роль фармацевтического работника чрезвычайно высока. Он дол-жен участвовать в формировании политики применения лекарственных препаратов, сотруд-ничать с профессионалами в разработке руководств и методических рекомендаций по лече-нию тех или иных заболеваний, участвовать в системе закупки и распределения лекарствен-ных средств. Не менее значительна роль клинического провизора как источника точной и объективной информации о них для врачей и пациентов.